Откуда берется страховая культура
Столяров Сергей Владимирович
Исполнительный директор премии в области страхования «Золотая Саламандра», генеральный директор Фонда развития общественных проектов (ФРОП)
|
Все чаще в России проводятся общественные мероприятия, направленные на рост популярности страхования в обществе. Скоро в Москве пройдет очередное из них – праздник «День безопасности» в Сокольниках. Чем вызвана необходимость проведения подобных акций, и как они влияют на отношение россиян к страхованию?
Публичные мероприятия являются крайне важным индикатором готовности страхового сообщества развернуться лицом к потребителю. Более того, они позволяют увидеть в действии тройственную систему взаимодействия: страховые компании - власть - общество. Именно с этой позиции мы подходим к организации Второго Московского Дня Безопасности «Вместе против страха!», который пройдет 9 сентября 2006 года. Цель акции - способствовать повышению страховой культуры и налаживанию подобного «триалога» представителей государства, страхового сообщества и рядовых граждан, который не просто может, а должен состояться. В этом состоит наша стратегическая задача. Страховые организации и их объединения должны донести до простого человека понимание, что они действуют во благо каждого из нас и действительно заинтересованы в том, чтобы у нас с вами ничего не случалось, причем заинтересованы не только финансово, но и морально.
Мы заручились личной поддержкой Дня Безопасности со стороны Сергея Шойгу, предполагается участие других должностных лиц МЧС, ГИБДД, ФССН, Правительства Москвы. Предполагается, что в этом году мероприятие посетит не менее 5 тысяч человек зрителей, которые уйдут оттуда не только с порцией хорошего настроения, но и с новой информацией о страховании, призами и подарками.
Мы отказались от идеи сделать мероприятие встречей-дискуссией по страховым проблемам. Хотим сделать действительно праздник, и при этом поговорить с людьми о сложных вещах простым языком. Естественно, страховые компании будут здесь активно выступать, но предлагать вниманию публики они будут не собственные проблемы, которые подчас они любят с увлечением обсуждать на публичных мероприятиях, позабыв о потребителе. Наоборот, центральное место в выступлениях специалистов будет отведено страхователю, его нуждам и тому, как страховщики помогают ему в решении его проблем.
Планируется открыть несколько тематических площадок по видам страхования, наиболее интересным для частных лиц, в каждой из которых будут присутствовать 1-3 страховщика. Обращаю отдельное внимание на то, что в этом году в акции принимает участие иностранная перестраховочная организация - Munich Re, которая представит свою «Карту прогноза стихийных бедствий». Она наверняка заинтересует не только профессионалов, но и простых посетителей.
Кооперация страховщиков необходима в рамках многих вопросов (работа с массовым потребителем, популяризация страховых знаний, синдикативная реклама и пр.) На мой взгляд, страховое сообщество, как некая единая система, в России, безусловно, есть. Но вот насколько эффективно организовано взаимодействие страховщиков друг с другом, или все разговоры о необходимости объединяться для реализации масштабных маркетинговых проектов, остаются только разговорами – второй вопрос. В этом-то и парадокс, что страховщики с готовностью говорят, что необходимо всем вместе показывать гражданам цивилизованные способы защиты их интересов, делать страхование понятным. Но когда инициируется какое-то реальное мероприятие – никаких подтверждающих это намерение действий не производится. К примеру, появляется предложение: давайте расскажем массовой аудитории (к примеру, телевизионной), как работают страховщики, как они возмещают убытки, финансируют предупредительные мероприятия, проводят исследования, краш-тесты и т.п. Пусть даже на примере мирового опыта, но создадим положительную оценку, повысим имидж страховщика так, чтобы зритель или читатель, искренне удивлялся, что, оказывается, страховая компания – это не просто какая-то финансовая организация, действующая в рамках простой схемы «взять и отдать», а защитник его интересов. Но этого не происходит, и мешает тому известный факт: все вместе страховщики говорят одно, но когда дело доходит до индивидуального решения вложить в это деньги или предпринять какие-то личные усилия, мнение резко меняется.
Причин, почему страховщики не хотят объединяться для оптимальной работы с массовым потребителем, очень много. С одной стороны, возможно, они боятся невольно сработать на конкурента, считая, что популяризируя страхование как таковое, они рекламируют не только себя, но и все остальные компании. С другой, у них не всегда есть достаточно средств, чтобы масштабно в этом участвовать, а главное, не хватает понимания, что это действительно нужно. К тому же наш рынок во многом еще просто не достиг той стадии развития, когда это осознается. А надо поторапливаться, потому что скоро придут на наш рынок те, у кого дома нужная стадия развития рынка давно наступила, и тогда уже будет просто поздно. Но пока что у нас с трибуны говорится: «Мы за страховую культуру!», а кулуарно шепчется: «Да не особо это и нужно». И в итоге получается, что начинать повышать страховую культуру надо с самих страховщиков, а не со страхователей.
Часто слышим вопрос - когда же Россия все-таки достигнет того уровня, что люди сами будут приходить в страховые компании в массовом порядке, и жить без полиса станет почти неприлично? По нашему мнению, к сожалению, только тогда, когда страховщиков на рынке станет еще меньше, и в условиях жесткой конкуренции выживших очень сильных операторов страховщики станут по-другому относиться к своим клиентам. Никто не возьмется сообщить точную пропорцию, как и в какие сроки от уменьшения количества страховщиков и повышения мощи каждого оставшегося, повысится страховая культура. Но сейчас страховой бизнес достаточно распылен и не способен ни на какое концентрированное усилие в области маркетинга. Когда каждый страховщик сам для себя будет видеть эффект от затрат на участие в мероприятиях по продвижению страховой культуры в массы, тогда он будет на них соглашаться. Маленькая компания просто не видит, сколько лично она сможет заработать на повышении культуры. Более того, и крупный оператор опасается: положим, вложения в синдикативный маркетинг произведены, и отношение к страхованию в обществе стало очень хорошим. Но еще остаются на рынке неустойчивые компании, и достаточно одному-единственному мелкому страховщику недобросовестно повести себя в ситуации с выплатами, как тут же все усилия пойдут прахом, и с таким трудом достигнутое доверие к страховому рынку будет разрушено. Пострадает-то тогда от отрицательного резонанса тоже все сообщество, а не отдельная компания…
Но не хотелось бы в канун акции говорить только о проблемах. С Дня Безопасности мы начинаем новый страховой бизнес-год и видим многие позитивные тенденции. Мы верим, что российский страховщик готов обратиться лицом и к страхователю, и к другому страховщику, увидеть в нем своего достойного партнера. Только на основе взаимодействия страховщиков и общества мы сможем благоустроить наш национальный рынок.